Санкт-Петербург стал межрегиональным центром сетевого взаимодействия в области профессионального образования

17 и 18 ноября 2016 года в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования для детей и взрослых Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное образование: стратегии эффективного взаимодействия в решении актуальных задач государственной политики в области образования».

 

Конференция проводилась с целью создания условий для продвижения опыта образовательной системы Санкт-Петербурга, обобщения и распространения результатов научных исследований, инновационного опыта профессиональных образовательных организаций, выработки стратегий развития межрегионального сетевого взаимодействия.

 

Учредитель конференции − Комитет по образованию, соорганизаторами конференции стали Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования для детей и взрослых Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Центр экономики непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

 

Заявки на участие в конференции подали 298 делегатов из 20 регионов Российской Федерации: Алтайского края, Курской области, Ленинградской области, Москвы, Московской области, Нижегородской области, Новгородской области, Новосибирской области, Пермского края, Псковской области, Республики Карелия, Республики Крым, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Ростовской области, Санкт-Петербурга, Саратовской области, Свердловской области, Севастополя и Хабаровского края. В конференции приняли участие руководители органов управления образованием регионов Российской Федерации, руководители и педагогические работники профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.

 

Программа конференции включила в себя 2 пленарных и 5 секционных заседаний. В результате обсуждения 52 научно-практических докладов были обозначены актуальные проблемы теоретической и практической работы в области профессионального образования, отмечены достижения в целом ряде направлений практической работы учреждений профессионального образования, рассмотрены актуальные задачи в области модернизации и повышения качества профессионального образования, предложены меры по формированию и росту человеческого капитала обучающихся, их дальнейшей социализации, по созданию условий для воспитания гражданской ответственности и социальной отзывчивости молодого поколения россиян.

 

На торжественной церемонии открытия конференции участников приветствовали:

 

  • начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Владислав Викторович Фролов;

  • директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Любовь Александровна Еселева;

  • заместитель директора Центра экономики непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Елена Анатольевна Полушкина;

  • заместитель начальника управления, заведующая отделом профессионального образования управления науки, среднего профессионального и высшего образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым Елена Анатольевна Назарова;

  • представитель Министерства образования и науки Республики Татарстаан, заместитель директора Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Казанский торгово-экономический техникум» Всеволод Дмитриевич Данилкин.

 

В адрес конференции поступили приветственные телеграммы от Автономной некоммерческой организации Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Торгово‑промышленной палаты Российской Федерации.

 

На пленарном заседании выступили признанные эксперты и ведущие специалисты отрасли профессионального и дополнительного образования:

 

  • Полушкина Елена Анатольевна, заместитель директора Центра экономики н прерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Москва). Тема доклада: «Мониторинг профессионального образования: отраслевые портреты»;

  • Еселева Любовь Александровна, директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт‑Петербурга, кандидат педагогических наук (Санкт‑Петербург). Тема доклада: «Формирование человеческого капитала в системе профессионального образования Санкт-Петербурга»;

  • Демидов Алексей Александрович, научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку построения информационного общества «Информация для всех» (Москва). Тема выступления: «Перспективы создания сетевой национальной модели организационного и информационно-ресурсного обеспечения процесса гражданского, патриотического и этико-правового образования и воспитания учащейся молодежи с использованием средств медиаобразования»;

  • Сафина Елена Юрьевна, заместитель директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга – руководитель Ресурсного центра дополнительного образования Санкт-Петербурга «Поддержка детских и молодежных социальных инициатив» (Санкт-Петербург). Тема выступления: «Ресурсный центр ‒ инновационный механизм аккумуляции межрегионального опыта профессионального образования»;

  • Гатальский Владимир Дмитриевич, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Российский колледж традиционной культуры». Тема выступления: «Практический опыт проектирования и реализации инновационных моделей учебно-воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: опыт Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Российский колледж традиционной культуры»;

  • Рубцова Ольга Владимировна, ректор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Академия инновационного образования и развития», кандидат педагогических наук (Москва). Тема выступления: «Безопасная информационная среда профессионального образовательного учреждения как условие повышения качества образования»;

  • Костенко Нина Викторовна, исполнительный директор Новгородского регионального общественного Фонда содействия некоммерческим проектам, председатель Комиссии Общественной палаты Новгородской области по вопросам развития гражданского общества, председатель Регионального комитета Общероссийского народного фронта Новгородской области (Великий Новгород). Тема выступления: «Центр инноваций социальной сферы региона – площадка по организации межведомственного и межсекторного сотрудничества молодежных структур в развитии социального проектирования и предпринимательства».

 

Пленарное заседание продолжили торжественная церемония награждения победителей городского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по профилактике асоциальных явлений в государственных профессиональных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и концертная программа с участием творческих коллективов Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга:

 

  • студия танца «Street Masters», руководитель – двукратный чемпион России по хип-хопу, главный хореограф федерального телевизионного проекта «Большие танцы» Гурген Гарегинович Манукян;

  • мастерская эстрадного вокала «Арт-колледж», руководитель – Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады Мария Юрьевна Заверняева;

  • студия эстрадного вокала «LiBERCANTO», руководитель − Александр Сергеевич Топурия,

  • студия «Степ-шоу». Руководитель – Нина Александровна Винниченко;

  • солистка мастерской эстрадного вокала «Арт-колледж», лауреат международного вокального конкурса «Арт-премиум» Екатерина Мажарова, руководитель – лауреат всероссийского конкурса артистов эстрады Мария Юрьевна Заверняева;

  • ансамбль танца «Невская акварель», руководитель – Почётный работник общего образования РФ Наталия Витальевна Вангесова.

 

 

18 ноября на площадках ведущих образовательных учреждений Санкт-Петербурга прошли секционные заседания по 5 направлениям работы.

 

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Колледж «Императорский Александровский лицей» принял на своей площадке секцию «Образовательные технологии, методы и формы организации деятельности органов самоуправления учащейся молодежи в профессиональных образовательных организациях». Модератор секции: заведующий воспитательным отделом Санкт‑Петербургского государственного профессионального образовательного учреждения «Колледж «Императорский Александровский лицей» Лариса Петровна Максименко. Экспертами на секции выступили:

 

  • ведущий специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию, Марина Зигфридовна Боброва (Санкт-Петербург);

  • заместитель директора Санкт‑Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Педагогический колледж № 8», Заслуженный учитель РФ, Отличник народного просвещения Людмила Григорьевна Жукова (Санкт-Петербург).

 

Секция стала площадкой для обмена опытом работы в области самоуправления обучающихся профессиональных образовательных учреждений регионов Российской Федерации. На секционном заседании обсуждались вопросы определения путей активизации деятельности органов самоуправления, развития и саморазвития личности обучающихся, удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, направленных, прежде всего, на получение образования высокого качества, защиту их гражданских прав и интересов.

 

Кроме того, лидеры органов самоуправления обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, наряду со специалистами из регионов Российской Федерации представили опыт работы органов самоуправления обучающихся, его проблемы и перспективы.

 

 

 

 

Секция «Реализация программ инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях» прошла на базе Санкт-Петербургского бюджетного профессионального учреждения Невского колледжа им. А.Г. Неболсина. Модератор секции: заместитель директора по музейно-выставочной деятельности, заведующий музеем истории профессионального образования Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт‑Петербурга Катерина Борисовна Косенкова. Экспертами секции стали:

 

  • директор центра психологического консультирования молодежи, доцент факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», кандидат педагогических наук Тимур Ниязбекович Беркалиев, (Санкт‑Петербург);

  • заведующий Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Игорь Сергеевич Макарьев (Санкт-Петербург).

 

На секционном заседании активно обсуждались технологии работы профессиональных образовательных организаций регионов Российской Федерации в сфере инклюзивного образования обучающихся, также секция стала площадкой для обсуждения проблем и перспектив создания доступной образовательной среды и выработки стратегий развития сетевого взаимодействия по вопросам инклюзивного образования.

 

Секционное заседание «Движение WorldSkills Russia: формирование профессиональных компетенций обучающихся» прошло на базе Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Техникум «Автосервис» (Многофункциональный Центр прикладных квалификаций)». Модератор секции: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Ульяна Юрьевна Ковалева. Экспертами секции выступили:

  • директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Техникум «Автосервис» Сергей Михайлович Дьяков (Санкт-Петербург);

  • генеральный директор Некоммерческого партнерства «Инновационный Центр Северо-Западного федерального округа» Сергей Петрович Попсуй (Санкт-Петербург);

  • генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Кладо Рус», основатель методологии системно-динамического управления «Кладо» Вячеслав Юрьевич Ханьков (Санкт-Петербург).

 

Секционное заседание началось с экскурсии по помещениям, где располагается тренировочный центр для обучающихся по компетенциям чемпионата WorldSkills. На секционном заседании участники рассмотрели аспекты, влияющие на формирование профессиональных компетенций обучающихся, а также региональные и муниципальные модели организации конкурсов профессионального мастерства среди учащейся молодежи, роль движения Junior Skills в организации ранней профориентации школьников, особенности проведения национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

 

Информационно-методический центр Василеостровского района принял секцию «Стратегии адаптации, формы и методы поддержки молодых педагогов в профессиональных образовательных организациях». Модераторы секции: начальник методического отдела Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Мухлынина Татьяна Валерьевна, методист Ресурсного центра дополнительного образования Санкт-Петербурга «Поддержка детских и молодежных социальных инициатив» Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Ольга Рафаэльевна Старовойтова. Экспертами секции стали:

 

  • профессор, заместитель заведующего по вопросам дистанционного сопровождения образовательного процесса и организации сетевого взаимодействия с кафедрами-партнерами кафедры педагогики, директор магистерской программы, заведующий лабораторией педагогических проблем применения «интернет» в образовании Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Андрей Андреевич Ахаян (Санкт-Петербург);

  • заместитель заведующего кафедрой педагогики по вопросам планирования организации научной и инновационной деятельности, отчетности о результатах, разработчик магистерской программы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Вячеславовна Гладкая (Санкт-Петербург);

  • заместитель директора по организационно-административной работе Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного педагогического профессионального образования центра повышения квалификации специалистов Василеостровского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр», кандидат педагогических наук Татьяна Евгеньевна Матвеева (Санкт-Петербург).

 

Работа секции была посвящена вопросам выявления передового педагогического опыта работы с молодыми педагогами, привлечению внимания педагогической общественности к проблеме адаптации и профессионального становления молодых педагогов в условиях усложняющихся задач профессионального образования.

 

В концертном зале Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга прошла секция «Проектная деятельность и добровольчество в сфере гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи». Экспертами секции стали признанные специалисты в сфере социального проектирования и поддержки молодежных социальных инициатив:

  • научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», председатель правления Межрегиональной общественной организации в поддержку построения информационного общества «Информация для всех»  Алексей Александрович Демидов (Москва),

  • президент Санкт-Петербургской региональной благотворительной организации «Благотворительное общество «Невский Ангел», руководитель Санкт-Петербургского городского центра поддержки добровольческих инициатив Владимир Альфредович Лукьянов (Санкт-Петербург),

  • ректор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Академия инновационного образования и развития», кандидат педагогических наук Ольга Владимировна Рубцова (Москва),

  • исполнительный директор Новгородского регионального общественного Фонда содействия некоммерческим проектам, председатель Комиссии Общественной палаты Новгородской области по вопросам развития гражданского общества, председатель Регионального комитета Общероссийского народного фронта Новгородской области Нина Викторовна Костенко (Великий Новгород).

 

Секционное заседание открыла панельная дискуссия: «Молодежные проекты и социальные инициативы как механизм формирования единой общероссийской гражданской нации» под руководством модератора секции заместителя директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования для детей и взрослых Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга – руководителя Ресурсного центра дополнительного образования Санкт-Петербурга «Поддержка детских и молодежных социальных инициатив» Елены Юрьевны Сафиной. Эксперты разъяснили юридические и законодательные аспекты направления работы в сфере добровольческого движения в образовательных учреждениях, содействовали установлению контактов в сфере социального партнерства для делегатов и выступающих на секции, предложили площадки и инновационные методы работы для развития проектов в сфере гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи. По результатам работы секции были рассмотрены лучшие практики и инновационный опыт по развитию проектной деятельности и добровольчества, гражданского, патриотического, этико-правового просвещения, в том числе формирования информационного пространства в рассматриваемой области с использованием средств дистанционного образования, смарт-образования и медиаобразования.

На заключительном пленарном заседании эксперты и модераторы секций выступили с резолюциями по итогам плодотворной работы заседаний на площадках. Были отмечены некоторые выступления и внесены дополнения в итоговую резолюцию конференции. Участники конференции отметили, что необходимо создать условия для взаимодействия науки и практики в воспитательном и образовательном пространстве, в социокультурной среде профессионального образования. Необходима разработка новых подходов к решению задач интеллектуального и духовного развития учащейся молодежи, а также формирование единого информационного пространства для эффективного профессионального взаимодействия педагогов в решении актуальных задач государственной политики в области образования, повышения квалификации педагогических кадров и создания условий для реализации межрегиональных образовательных практик, развития межрегионального сетевого взаимодействия и социального партнерства, содействие обобщению, систематизации и распространению научных знаний и практического опыта проектирования и реализации инновационных моделей учебно-воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.

 

Ознакомиться с резолюцией конференции, докладами и презентациями участников, итоговым сборником информационно-методических материалов по итогам конференции можно на сайте Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Для внесения предложений и дополнений по итоговой Резолюции Конференции необходимо написать на почту организационного комитета конференции conference16@dumspb.ru не позднее 30 ноября 2016 года.