20 и 21 апреля в ГБНОУ Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга состоялась Международная научно-практическая конференция «Профессиональная ориентация детей и учащейся молодежи в современном российском обществе: состояние и пути развития»

Конференция проводилась при поддержке Комитета по образованию совместно с Федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» и Государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования».

 

В течение двух дней представители организаций дополнительного образования, учреждений культуры, науки, профессиональных образовательных организаций и профессиональных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, студенты, аспиранты, преподаватели профессиональных организаций высшего образования обобщили и представили опыт организации профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи.

 

В работе конференции приняли участие 250 человек - представители Санкт-Петербурга, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Армении, Германии, Донецкой Народной Республики, Новосибирской, Оренбургской, Омской, Орловской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Новгородской, Ленинградской, Брянской, Тульской, Свердловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Челябинской областей, Республики Калмыкия, Крым, Удмуртия.

 

 

 

На открытии конференции с приветственным словом к участникам обратились Белик С.В., заместитель начальника отдела профессионального образования Комитета по образованию; Смирнова А.А., проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»; Толкачева О.В., проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования» (Республика Беларусь), К.Зайзе, руководитель международных проектов при Ремесленной палате г. Лейпцига (Германия), Еселева Л.А., директор Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга.

 

Светлана Васильевна Белик отметила, что конференция по вопросам профориентации - значимое событие в системе образования Санкт-Петербурга, так как предложенная для обсуждения тема интересна всему педагогическому сообществу.

 

Любовь Александровна Еселева, директор Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, в своем выступлении поделилась опытом профориентационной работы, которую ведет Дворец. В своем выступлении Любовь Александровна обратила внимание присутствующих на Стратегию развития образования до 2020 года, согласно которой самоопределение молодых людей в профессии является одной из главных задач получения качественного образования. На данный момент Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга успешно сотрудничает по вопросам профориентации юных петербуржцев с социальными партнерами, среди которых учреждения высшего образования Санкт-Петербурга, представители бизнес-структур и общественных организаций города.

 

Толкачева Оксана Владимировна, проректор по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», в своем выступлении рассказала о профессиональной ориентации учащихся в условиях профильного обучения и допрофильной подготовки в Республике Беларусь.

 

Львова Елена Николаевна, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук, рассказала о важности просвещения в сфере профориентации абитуриентов средних и высших учебных заведений, о том, что молодые люди заранее должны иметь представление о том, чем им придется заниматься в будущем.

 

Полушкина Елена Анатольевна, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва) поделилась информацией о социологических аспектах проблем трудоустройства молодежи 14-19 лет.

 

Чеснокова Галина Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе Института детства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», представила присутствующим опыт использования инновационной деятельности учащейся молодежи в ее профессиональном становлении.

 

О методологии проектирования модели профессиональной ориентации обучающихся в своем выступлении говорил Макарьев Игорь Сергеевич, заведующий институтом развития образования государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

 

Гордеева Нина Алексеевна, начальник управления образования администрации города Оренбурга, рассказала присутствующим о системе профессиональной ориентации детей и молодежи в Оренбургской области.

 

Смирнова Наталия Евгеньевна, начальник отдела конкурсов профессионального мастерства Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, руководитель Регионального координационного центра WorldSkills Russia в Санкт-Петербурге в своем выступлении остановилась на вопросах развития Skillsдвижения в Санкт-Петербурге, рассказала о проблемах и перспективах на ближайшее время.

 

С новыми подходами в организации профориентации школьников в условиях формирования индустрии 4.0 участников пленарного заседания познакомил Ковалев Дмитрий Сергеевич, директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий города Пушкина.

 

Панфилова Альвина Павловна, доктор педагогических наук, профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», в своем выступлении заострила внимание присутствующих на важности применения игровых технологий и игрового моделирования в работе по профессиональной ориентации обучающихся.

 

 

21 апреля на площадках учреждений и организаций Санкт-Петербурга, социальных партнеров Дворца, прошли секционные заседания Конференции.

 

В ходе работы секции «Практическая профориентация и (пред)профессиональная подготовка детей и учащейся молодежи по программам WorldSkills и JuniorSkills: региональный опыт» обсуждался опыт обеспечения первоначальной профессиональной подготовки детей и учащейся молодежи и практиками производственного ученичества по стандартам WorldSkills и JuniorSkills. Секция проводилась на базе СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (пр. Космонавтов, д.79), который является партнером Дворца учащейся молодежи в развитии движения WorldSkills Russia.

 

 

В ходе работы секции был продемонстрирован опыт и результаты реализации профориентации детей и молодежи, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также слушатели наметили перспективы развития профориентации средствами Skillsдвижений, отметили значимость организации Специализированных центров компетенций на базе образовательных учреждений города как эффективной формы профориентации. В завершении работы для участников секции была проведена экскурсия по мастерским и полигонам техникума. Особое внимание привлекла мастерская, в которой будет проходить Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills по компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

 

В заключении работы секции ее участники выступили с предложением ежегодно проводить конференции по вопросам профориентации.

 

Конференц-холл Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко, расположенный на территории Петропавловской крепости, принял в своих стенах участников секции «Практика и перспективы профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи».

 

Участники секции в процессе презентации своего практического опыта обсудили основные проблемы и ключевые направления развития процессов, подходов, моделей профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи. Опытом профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся в современной гимназии и в общеобразовательной школе в региональном образовательном сотрудничестве в своих выступлениях поделились представители Оренбурга и Челябинской области. Вопросы специфики осуществления профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и выбора ими профессии, а так же вопросы организации подросткового бизнеса как одного из вариантов самоопределения и профориентации рассматривались в выступлениях участников конференции из Санкт-Петербурга. О имплицитном и эксплицитном контентах персональной страницы младшего школьника ВКонтакте как об источнике получения информации о его интересах к будущей профессии и о роли коммуникационных технологий в социальных медиа в организации профессиональной ориентации детей и молодежи говорилось в выступлении представителей из Новосибирска и Екатеринбурга.

Заседание секции «Форсайт-сессия «Взгляд в будущее: тренды профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи» прошло на базе СПБ ГБПОУ «Колледж «Императорский Александровский лицей» (Каменноостровский пр-кт, д.21, литер А).

 

  

 

 

Участники секции познакомились с опытом применения форсайт-технологии в практике реализации профориентационной работы и содействия профессиональному развитию студентов учреждений, познакомились с опытом применения модели оценки результатов сформированности социально-профессиональной компетенции студентов педагогических специальностей, обсудили важность дополнительного образования в профессиональном самоопределении детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе заседания слушатели познакомились с опытом профориентационной работы не только Санкт-Петербурга, но и города Сарова (Нижегородская область), Севастополя и Донецка.

Кроме того, присутствующие приняли участие в интерактиве «Взгляд в будущее: тренды профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи», который провела модератор секции Бавина Полина Александровна, доцент кафедры социального управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», руководитель образовательной программы «Дополнительное образование (менеджмент услуг)», методист методического отдела Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Интерактив позволил участникам четко сформулировать итоговую резолюцию работы секции.

Секция «Креативные модели как драйверы профессиональной ориентации в образовательных организациях» работала во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга (наб. реки Фонтанки, д.34).

 

  

 

 

 

Участники заседания обсудили модели управления профессиональной ориентацией детей и учащейся молодежи в образовательных организациях различного типа и вида, а так же представили опыт практической работы своих учреждений. С образовательно-профориентационным проектом «Цепная реакция успеха» присутствующих познакомили специалисты СПБ ГБПОУ «Колледж информационных технологий», а представители города Оренбурга рассказали присутствующим об Образовательном центре «СМАРТ». Участники секции из Твери представили опыт работы пилотной школы Российского Движения школьников по организации профильных событий «Популяризация профессий». Представители Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга поделились опытом применения креативных моделей обучения в медиаобразовании на примере творческого объединения «Школа журналистики», а участница секции из Новосибирска рассказала присутствующим о роли внеучебной деятельности будущего педагога дошкольного образования в формировании его профессиональной компетентности.

Сычева Софья Мартовна, модератор секции, старший преподаватель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», бизнес-тренер, автор образовательных программ по развитию предпринимательских компетенций, провела с присутствующими интерактивный мастер-класс «Креативные модели как драйверы профессиональной ориентации в образовательных организациях», который вызвал интерес присутствующих.

Архитектура образовательных технологий профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи стала предметом обсуждения участников секции, которая прошла в стенах Санкт-Петербургского государственного института культуры, в работе которой приняли участие представители Новосибирска, Ижевска, Челябинской области, Санкт-Петербурга и Республики Беларусь.

 

 

 

На заседании секции участники рассмотрели вопросы педагогической толерантности и профессиональной идентичности молодежи как важного условия ее профессиональной ориентации, познакомились с опытом и особенностями профориентационной работы с учащимися 15-17 лет с нарушением слуха, который представили участники конференции из Новосибирска, а так же с опытом работы Центра профориентации Выборгского района Санкт-Петербурга и опытом работы Санкт- Петербургского государственного бюджетного учреждения центра для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 11» по профессиональному самоопределению воспитанников.

 

В завершении работы заседания Эмануэль Татьяна Сергеевна, модератор секции, методист отдела по воспитательной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», провела для присутствующих интерактивную мастерскую «Архитектура образовательных технологий профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи».

 

Подводя итоги двухдневной работы конференции, участники постановили, что вопрос практической профориентации очень актуален и его успешное решение невозможно без:

- интеграции структур власти, бизнеса и образования;

- сетевого взаимодействия по вертикали и горизонтали;

- поиска новых форм;

- подготовленных специалистов всех сфер взаимодействия;

- изучения опыта других регионов и стран.

 

Далее, участники конференции вынесли в резолюцию следующие предложения:

- обратить внимание на необходимость начала проведения профессиональной ориентации детей с дошкольного и младшего школьного возраста в формах и с помощью методов соответствующих возрастным особенностям детей;

- обратить внимание на необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся;

- признать важной роль в профессиональной ориентации детей межшкольных производственных комбинатов и рекомендовать их восстановление в формате Центров современных компетенций, бизнес проектов с учетом современных требований и новых профессий;

- обратить внимание на необходимость проведения профессиональной ориентации детей и молодежи с учетом современных игровых технологий, технологий развития творческого потенциала и личностного роста, преемственности выбранной профессии в дополнительном и высшем образовании;

- создавать условия для профориентационной работы с детьми «группы риска», с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

Кроме того, с целью содействия развитию профориентационной работы, необходимо построить эффективную систему сопровождения образовательных учреждений, которая включала бы в себя:

- обучающие мероприятия: мастер-классы, конференции, консультации и т.д.,

- разработанные и утвержденные формы типовых нормативно-правовых документов в рамках социального партнерства организаций, ведущих работу по профориентации,

- апробированные сценарии мероприятий по профориентации (тематических занятий, классных часов, исследований, проектов и т.д.).

 

С целью содействия развитию профориентационной работы, необходимо разработать проекты основных моделей профессиональной ориентацией детей и учащейся молодежи в образовательных организациях различного типа и вида, которые включали бы в себя:

- информационный подход;

- образовательный подход;

- компетентностный подход;

- игроориентированный подход;

- практико-ориентированный подход;

- креативный;

- индивидуальный подход и другие.

 

Также необходимо:

- спроектировать и внедрить модель консолидации усилий профильных структур и заинтересованных лиц, принимающих участие в работе по профориентации: образовательных учреждений различного уровня и типа, общественных организаций, волонтерских объединений, родительской общественности и т.д. Содействовать построению межведомственного взаимодействия: привлекать высшие учебные заведения и общественные организации к проведению тематических мероприятий для школьников: занятий, экскурсий, проектной деятельности и т.д.;

- создать единый информационно-методический портал, являющийся источником информации об основных мероприятиях по тематике профориентации, а также обеспечивающий тесное и юридически грамотное взаимодействие образовательных учреждений и работодателей;

- спроектировать и описать получившиеся модели с помощью креативных образовательных технологий, а также процесс внедрения и применения данных моделей в профильных структурах и заинтересованных лиц, принимающих участие в работе по профориентации: образовательных учреждений различного уровня и типа, общественных организаций, волонтерских объединений, родительской общественности и т.д.;

- оценить возможности образовательных организаций различного типа и вида в создании инновационных моделей профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи через разработку и применение набора критериев;

- создать единый учебно-методический каталог интерактивных методик (регулярный печатный сборник), являющийся источником информации для педагогов, тьюторов, кураторов, работников дополнительного образования и других сотрудников занимающихся вопросами профориентации детей и молодежи, который будет включать в себя публикации инновационных интерактивных методик и успешных практик в области профориентационной работы;

- разработать и внедрить механизм реализации в рамках работы по профориентации креативных моделей и форматов обучения детей и молодежи, таких как: лекции в стиле TED, в стиле SLAM, «на траве»; подкасты, образовательные квесты, SMS – тренинги Co – creation, воркшоп, форсайт, ментальные карты и упражнения на развитие креативного мышления, коучинг, buddying, shadowing.

 

Все презентации участников конференции, выступивших с докладами, размещены на официальном сайте Дворца, а статьи будут изданы в специальных выпусках журнала «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования», один из которых в формате pdf уже размещен на официальном сайте Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга в разделе «Научно-методическая деятельность», а второй будет издан осенью 2017 года.

 

Благодаря сотрудничеству Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга с социальными партнерами, участники конференции из регионов и из-за рубежа посетили Мариинский театр, Михайловский театр, побывали на экскурсиях в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и на автобусной обзорной экскурсии по городу.

 

Творческим подарком всем участникам Конференции стал концерт коллективов Дворца, в котором приняли участие ансамбль танца «Невская акварель» (педагог Вангесова Н.В.), студия пантомимы и пластики «Ателье» (педагог Белова Л.Г.), вокальная студия «Арт-колледж» (педагог Заверняева М.Ю.), школа вокального искусства Ирины Богачевой (руководитель Богачева И.П.), джазовая вокальная студия «Ad libitum» (педагог Королев Д.В.), студия «Степ-шоу» (педагог Винниченко Н.А.), Школа игры на баяне и аккордеоне оркестра им. П.И. Смирнова (педагоги Федчина Л.В.,Чипурнов С.А.).

 

 

 

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга благодарит всех партнеров, принимавших участие в подготовке и проведении конференции!