19 и 20 июня 2017 года прошел Всероссийский научно-практический семинар «Воспитательный потенциал системы образования: гражданские и патриотические аспекты»

19 и 20 июня 2017 года прошел Всероссийский научно-практический семинар «Воспитательный потенциал системы образования: гражданские и патриотические аспекты», организаторами которого выступили Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга,  Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Академия талантов» Санкт-Петербурга, ГБУ ДО Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района.

 

Семинар проходил при поддержке Комитета по образованию и Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

 

В работе семинара приняли участие 185 человек из десяти регионов России. В течение двух дней представители организаций дополнительного образования, учреждений культуры, науки, профессиональных образовательных организаций и профессиональных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, студенты и аспиранты обобщили и представили опыт организации гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

 

19 июня в Государственном бюджетном нетиповом образовательном учреждении Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга на открытии Семинара с приветственным словом к участникам обратились Боброва М.З., ведущий специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию, Еселева Л.А., директор Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, Полукарова Е.А., директор Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Санкт-Петербурга, Смирнов Д.В., директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга, Ковалев Д.С., президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова», ведущий научный сотрудник Центра управления инновационными проектами Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Голованов В.П., научный руководитель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

 

 

Боброва Марина Зигфридовна, ведущий специалист отдела профессионального образования Комитета по образованию, отметила актуальность семинара и вопросов, представленных к обсуждению, поблагодарила его организаторов за инициативу и выбор важной для современного общества темы.

 

Еселева Любовь Александровна, директор Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, в своем выступлении поделилась опытом работы, которую ведет Дворец по формированию социальной активности подрастающего поколения. В своем выступлении Любовь Александровна обратилась к истории Дворца, неразрывно связанной с гражданским и патриотическим воспитанием молодежи Санкт-Петербурга и отметила, что этот семинар собрал тех, кто стремится помочь молодежи верно осознать свою гражданскую позицию.

 

Полукарова Екатерина Александровна, директор «Академии талантов» Санкт-Петербурга, высказала мысль о том, что это мероприятие объединило неравнодушных людей, стремящихся найти ответы на самые актуальные вопросы патриотического воспитания и пожелала всем плодотворной работы.

 

Смирнов Дмитрий Витальевич, президент Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А.А. Остапца-Свешникова», обратился к участникам семинара со словами о любви к Родине, отметив, что стремление помогать людям совершать добрые дела – истинное ее проявление.

 

Голованов Виктор Петрович, научный руководитель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», представил участников панельной дискуссии и отметил, что наступило время, когда молодежь осознает, что от ее стремлений зависит будущее страны, а значит, тема семинара актуальна как никогда.

 

В ходе панельной дискуссии участники обсудили проблемы формирования гражданской идентичности, функции современного дополнительного образования как школы гражданской и социальной активности, основные качества гражданственности, проблемы и достижения в сфере формирования социальной активности обучающихся и другие аспекты гражданского и патриотического воспитания молодежи.

 

Спикеры отметили важность обращения к истории государства, необходимость работы с коллективом и грамотной кадровой политики, систематичности и планомерности работы с молодежью, правовые аспекты гражданско-патриотического воспитания и пришли к выводу, что быть гражданином - это не только знать свои права, но и выполнять свои обязанности по отношению к своей стране.

 

В зале работал «свободный микрофон» и молодежь, присутствовавшая на семинаре, не осталась в стороне: учащиеся высказывали свою точку зрения, делились впечатлениями от участия в патриотических акциях и задавали вопросы.

 

После обеденного перерыва состоялись секционные заседания, которые прошли на двух городских площадках – в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №338 Невского района Санкт-Петербурга и в государственном бюджетном нетиповом образовательном учреждении Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

На секционном заседании «Педагогические чтения, посвященные памяти Галины Николаевны Ищук: роль краеведения в гражданском и патриотическом воспитании детей и молодежи», участники семинара обсудили городскую комплексную программу «Наследники великого города», познакомились с возможностями общественно-профессиональной экспертизы как эффективного инструмента в воспитании молодежи, поделились опытом работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся через приобщение к культурным ценностям.

 

 

 

 

Участники секции «Сетевое взаимодействие по вопросам гражданского и патриотического воспитания» обсудили различные аспекты и перспективы использования сетевого взаимодействия, рассмотрели вопрос значимости социального партнерства общественных, научных и образовательных организаций, а также затронули вопрос оценки эффективности деятельности педагога дополнительного образования по гражданскому и патриотическому воспитанию.

 

В ходе секционного заседания «Патриотизм и гражданственность: технологии организации воспитательной работы» слушатели программы повышения профессионального мастерства и методической поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию: «Технологии организации воспитательной работы в творческом объединении» обсудили сетевое взаимодействие педагогов и библиотеки, синтез патриотического и гражданского воспитания, роль библиотек в воспитании и другие вопросы.

 

Второй день семинара прошел на базе ГБНОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга. Участников семинара, собравшихся в парадном зале Каменноостровского дворца, поприветствовала Полукарова Екатерина Александровна, директор Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия талантов» Санкт-Петербурга.

 

 

Голованов Виктор Петрович, научный руководитель Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», пожелал присутствующим, чтобы работа во второй день семинара оказалась не менее продуктивной, чем в первый и пожелал всем успехов.

 

В первой части семинара Журавлева Ирина Викторовна, заведующий сектором поддержки детских общественных объединений отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», рассказала о потенциале детской социальной инициативы в развитии патриотического воспитания петербуржцев из опыта Российского движения школьников.

 

 

Сидорина Наталия Александровна, председатель ассоциации организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодежи»,  кандидат педагогических наук поделилась с коллегами опытом в социализации таланта и воспитании активной гражданской позиции у одарённых детей в рамках профильных смен в детских оздоровительных лагерях.

 

Горева Виктория Борисовна, методист Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга, рассказала о реализации педагогических задач в области социализации и ранней профориентации школьников через возможности дополнительного образования и ресурсы сетевого партнерства.

 

Гаврилов Сергей Борисович, куратор Совета старшеклассников, начальник отдела по связям с общественностью Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия Талантов» Санкт-Петербурга, рассказал о таком инструменте формирования воспитательной среды как учебные дебаты.

 

Вторая часть семинара включала в себя четыре мастер-класса - презентации опыта коллег. Слушатели на практике ознакомились с основами дебатирования,  о которых рассказал Гаврилов С.Б., получили информацию о вариативном образовательном пространстве сетевого взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования в системе гражданско-патриотического воспитания школьников на примере Дискуссионного исторического клуба, о котором рассказала Бровкина Т.Ю., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга.

 

 

Абрамова Е.П., педагог-организатор отдела проектов и молодежных социальных инициатив Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, куратор Совета учащейся молодежи Санкт-Петербурга, представила презентацию международного добровольческого проекта: «Касается каждого! Начинается с меня!», посвященного XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов, а Сидорина Н.А., председатель ассоциации организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодежи», кандидат педагогических наук, познакомила слушателей семинара с федеральным проектом «Универсальный КОД безопасности».

 

 

После подведения итогов семинара всех участников ждал приятный сюрприз – концертная программа творческих коллективов и солистов Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и «Академии талантов» Санкт-Петербурга, а так же увлекательная экскурсия по Каменноостровскому дворцу. Свое творчество представили ансамбль танца «Невская акварель» (педагоги Вангесова Н.В., Андреева Н.В.), вокальная студия «Арт-колледж» (педагоги Заверняева М.Ю., Кабанова Ю.В.), вокально-хоровая студия «На Фонтанке» (педагог Мейя А.Е., концертмейстер Балашова О.С.), солистка Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербург Аделина Ковальчик, солист «Академии талантов» Николай Синицын и Екатерина Ерышева-Малиновская, методист, концертмейстер «Академии талантов» Санкт-Петербурга.