26 и 27 апреля 2018 года в ГБНОУ Дворце учащейся молодежи Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование: историческое наследие и перспективы развития»

26 и 27 апреля 2018 года в ГБНОУ Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга состоялась Международная научно-практическая конференция «Дополнительное образование: историческое наследие и перспективы развития (к 100-летию системы дополнительного (внешкольного) образования детей Российской Федерации)».

Конференция проводилась при поддержке Комитета по образованию совместно с Федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» и Государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования».

 Целью конференции явилось выявление и сохранение педагогических традиций, распространение лучших инновационных практик, обобщение результатов научных исследований и практической деятельности, инновационного опыта образовательных организаций в сфере дополнительного (внешкольного) образования, а также формирование банка данных лучших практик современной системы дополнительного образования.

 

 

 

В течение двух дней представители организаций дополнительного образования, учреждений культуры, науки, профессиональных образовательных организаций и профессиональных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, студенты, аспиранты, преподаватели профессиональных организаций высшего образования представляли лучшие традиции дополнительного образования.

 

 

В работе конференции приняли участие триста восемьдесят восемь человек (с очным участием триста пятьдесят один участник) - представители Санкт-Петербурга, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Донецкой Народной Республики, шести Федеральных Округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского Сибирского и двадцати пяти Регионов РФ: Республик Татарстан, Крым, Коми, Чувашская республика, Башкортостан, областей: Архангельской (Приморский муниципальный район), Вологодской, Кемеровской, Курганской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Пермской, Псковской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, Ярославской области.

 

 

В первый день с приветственным словом к участникам конференции обратились: начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Спасская Елена Борисовна, проректор по учебно-методической работе Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования» (Республика Беларусь) Толкачева Оксана Владимировна, проректор по воспитательной и социальной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», кандидат исторических наук, доцент Лимонов Владимир Андреевич, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Ковалева Ульяна Юрьевна.

 

 

Елена Борисовна Спасская, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию, отметила значимость воспитательного аспекта в российской системе дополнительного образования детей.

 

 

Оксана Владимировна Толкачева, проректор по учебно-методической работе Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», обозначила особенности развития системы дополнительного образования в республике Беларусь.

 

Владимир Андреевич Лимонов, кандидат исторических наук, доцент, проректор по воспитательной и социальной работе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», отметил важность преемственности между учреждениями общего, среднего, высшего и дополнительного образования и поблагодарил Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга за продуктивное социальное взаимодействие.

 

 

Ульяна Юрьевна Ковалева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБНОУ Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, в своем докладе осветила тему социального проектирования как одну из актуальных форм взаимодействия в области предметно-практической деятельности Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

 

 

Владимир Иванович Еременко, кандидат философских наук, профессор, декан факультета социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», познакомил участников конференции с историей становления и развития системы дополнительного образования в Российской Федерации.

 

Елена Александровна Семионова, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, представила аналитические данные федерального опроса родителей из разных регионов Российской Федерации, освятила социальные аспекты работы с родителями (законными представителями) детей, акцентировав внимание участников конференции на современных тенденциях дополнительного образования детей.

 

Ирина Александровна Яковлева, заведующая сектором «Центр социального мониторинга дополнительного образования детей и молодежи» (Минск, Республика Беларусь) рассказала об инновационных трендах развития социосферы дополнительного образования детей и молодежи в городе Минске.

 

Бурное обсуждение в зале вызвал доклад Анны Михайловны Товалюк, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» города Сургут, о персонифицированном финансировании дополнительного образования детей как инструменте конкурентоспособности образовательной организации.

 

Алла Ивановна Колганова, заведующий Городским центром развития дополнительного образования, методист Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных», в своем выступлении представила опыт работы курсов повышения квалификации Городского центра развития дополнительного образования как основного элемента системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров дополнительного образования.

 

 

Ирина Анатольевна Евланова, заместитель директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната №1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга, руководитель ресурсного центра дополнительного образования, заострила внимание участников на вопросе важности и актуальности инклюзивного образования.

 

 

С новыми направлениями и технологиями в системе дополнительного образования детей, с проблемами и перспективами дополнительного образования детей на ближайшее время познакомила участников конференции Полина Александровна Бавина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социального управления ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», руководитель образовательной программы «Дополнительное образование (менеджмент услуг)».

В этот же день для участников конференции из регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья была организована экскурсия по Санкт-Петербургу.

27 апреля на площадках учреждений и организаций Санкт-Петербурга, социальных партнеров Дворца, прошли секционные заседания.

 

 

В ходе работы секции «Традиционные и современные инновационные технологии дополнительного образования», которая проходила на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (Дворцовая набережная, дом 2-4), обсуждался опыт работы педагогических работников разных направленностей и методическое обеспечение всех участников образовательного процесса.

 


Лариса Семеновна Львова, кандидат педагогических наук, начальник научно-методического отдела ФГБУК «Всероссийский центр художественного творчества», почетный работник СПО РФ, аккредитованный эксперт в сфере образования, член Союза журналистов РФ (Москва), представила итоги Всероссийского конкурса «Панорама методических кейсов дополнительного образования художественной направленности», отметив что Санкт-Петербург стал лидером по количеству участников и победителей данного конкурса.

 

 

В процессе работы секции, на которой присутствовали 37 человек, был продемонстрирован опыт и результаты реализации профориентации детей и молодежи, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также участники отметили положительный опыт социального партнерства между учреждениям различных ведомств. Новые социально-воспитательные технологии в дополнительном образовании представили выступающие из Севастополя, Московской и Ленинградской областей. Вопросы о важности инклюзивного образования в учреждениях дополнительного образования были подняты Рословой Анной Юрьевной, методистом, педагогом дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества» (г. Осташков, Тверская область).

 

Заседание секции «Педагог дополнительного образования: проблемы подготовки специалистов, формирования и развития профессиональных компетенций» проходило на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (4-я Красноармейская ул., 1/33). На секции обсуждались основные вопросы проблематики современной подготовки педагогов в сфере профессиональной образовательной деятельности. Докладчиками были озвучены профессиональные практики различных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Донецкой Народной Республики, Пермского края и автономного округа Ханты-Мансийск Югра. В процессе обсуждения этих практик участниками были выявлены существенные различия региональных образовательных технологий и методик деятельности педагогического сообщества.

 

Кириллова Александра Ивановна, начальник кафедры гуманитарных дисциплин Государственного военного образовательного учреждения «Донецкое высшее общевойсковое командное училище» (Донецк, Донецкая Народная Республика) рассказала об актуальности развития специальных профессиональных компетенций педагога-лингвиста посредством нейрографики а также озвучила проблемы мотивационной сферы обучающихся в республике.

 

Бруцкая Людмила Андреевна, научный консультант Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Верхнегородковский детский центр народных ремесел» и Баша Жанна Александровна, директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Верхнегородковский детский центр народных ремесел» (Пермский край, Чусовской район, пос. Верхнечусовские Городки), рассказали участникам о педагогическом эксперименте как системно-образующем факторе деятельности Центра и о сложности образовательного процесса в малонаселенных пунктах Пермского края. На секции присутствовали более 50 человек.

 

Третья секция «Современные тренды дополнительного образования: взгляд в будущее» проходила на базе Петропавловской крепости, Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко.

 

На секции присутствовали более 70 человек. В рамках секции были подняты и обсуждены проблемные вопросы, связанные с новыми профессиональными ролями педагога дополнительного образования детей и молодежи. Участники обсуждали новую миссию дополнительного образования детей в перспективе следующего столетия. В рамках секции были установлены тренды - направления: профессиональная ориентация детей, начиная с дошкольного возраста; экологическое духовное воспитание; развитие русской культуры и традиций. К трендам-технологиям в обсуждении были отнесены: игровые и проектные технологии обучения; развитие открытого образовательного пространства; поисковые активные методы исследования. В результате работы секции было определено, что все современные тренды направлены, в первую очередь, на создание условий успешной социализации ребенка в современном мире.

Четвертая секция «Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в дополнительном образовании. Презентация музея истории профессионального образования» проходила на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга (ул. Малая Конюшенная, д. 1-3, литер В, гостиная 2 этажа). На заседании секции были представители Минска, Ярославля, Санкт-Петербурга и Перми.

 

 

 

В ходе работы секции докладчики и слушатели метафорически прошли по пути создания музейно-педагогического проекта: от истории и традиционных методов работы музея, в том числе – музея в системе воспитательной работы и гражданско-патриотического воспитания учащихся школ и учреждений профессионального образования, участников основного и дополнительного образования; через использование музейного пространства города как требование ФГОС (на примере Санкт-Петербурга) и формирование информационного музейного и межмузейного пространства, к использованию современных музейно-педагогических технологий.

Докладчиками секции было представлено несколько чрезвычайно интересных практик музеев образовательных учреждений, вызвавших живой отклик у аудитории. Большой интерес вызвали доклады, посвященные вопросам разработки и внедрения интерактивных форм деятельности, а именно – профессиональному самоопределению детей и молодежи, что полностью отвечает задачам, возлагаемым сегодня на систему дополнительного образования, также в части внемузейного и межмузейного сотрудничества, в том числе – международного.

 

 

 

Отметил свой пятилетний юбилей научно-методический журнал «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования» на пятой секции, где состоялась его торжественная презентация в библиотеке Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга (ул. Малая Конюшенная, д. 1-3, литер В, библиотека). Главный редактор журнала, кандидат педагогических наук, доцент кафедры производственных и дизайнерских технологий института компьютерных наук и технологического образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», федеральный эксперт Рособрнадзора, заведующий научным сектором методического отдела Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Костейчук Олег Викторович выступал в роли модератора секции.

 

На секции обсуждались вопросы о роли научно-методического журнала «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования» в системе дополнительного образования России. Раскрывался научно-методический потенциал журнала и его преимущества и перспективы развития. Затрагивались вопросы публикаций в системе становления профессионального мастерства субъекта образования и проблемы научного плагиата с возможными вариантами его преодоления.

 

 

Подводя итоги двухдневной работы конференции, участники постановили, что вопрос дополнительного образования детей и молодежи актуален на данном этапе становления всеобщей системы образования и его успешное решение невозможно без:

- сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;

- продуктивного социального партнерства между учреждениями различных ведомств;

- изучения инновационного опыта различных регионов и стран;

- апробации современных образовательных методик практико-ориентированной направленности.

Далее участники конференции вынесли в резолюцию следующие предложения:

- обратить внимание на сохранение лучших традиций дополнительного (внешкольного) образования;

- создать условия для распространения опыта образовательных учреждений, практикующих инновационные направления в дополнительном образовании;

- сформировать информационное пространство для эффективного профессионального взаимодействия всех участников педагогического сообщества;

- сопровождать инициативы педагогов по созданию новых форм, методов и технологий организаций образовательного процесса в дополнительном образовании;

- развивать профессиональные компетенции педагога по средствам повышения их квалификации.

Кроме того, с целью содействия развитию системы дополнительного образования, необходимо построить эффективную систему сопровождения образовательных учреждений, которая включала бы в себя:

- обучающие мероприятия: мастер-классы, конференции, консультации и т.д.

- разработанные и утвержденные формы типовых нормативно-правовых документов в рамках социального партнерства различных организаций;

- систему взаимодействия всех участников образовательного процесса в области актуальных профессиональных вопросов.

По итогам конференции всем участникам, которые очно присутствовали на пленарном заседании и секционных площадках, был выдан Сертификат участника, а выступающие на секциях, представляющие свой практический опыт перед педагогическим сообществом, получили Дипломы докладчиков.

 

 

Ежегодное проведение научно-практической конференции дает положительный отклик от всех участников педагогического сообщества, обмен опытом, авторскими наработками и современными педагогическими технологиями - залог продуктивной деятельности учреждений дополнительного образования.