ул. Малая Конюшенная, д.1-3, литер В

Малая Конюшенная — пешеходная улица в Центральном районе Санкт-Петербурга. Она проходит от Шведского переулка до Невского проспекта.
Конюшенная площадь и Малая Конюшенная улица имеют трехвековую историю. В 30-х годах XVIII века после постройки Придворных конюшен для соединения с Невским проспектом были проложены два параллельных проезда, преобразовавшихся со временем в две улицы – Большую и Малую Конюшенные.
 
Малая Конюшенная сначала именовалась Большой Рождественской – по церкви Рождества Богородицы, построенной в 1733-1737 годах. При строительстве Казанского собора старую церковь разобрали, а Большую Рождественскую улицу переименовали в Малую Конюшенную, по аналогии с расположенной поблизости Большой Конюшенной.
 
В 1733 году императрица Анна Иоанновна выделила участок земли для строительства церковных приходов различных конфессий. На Малой Конюшенной проживала многочисленная шведская община, для которой во второй половине XVIII века была построена деревянная церковь Святой Екатерины.
 
В 1863-1867 годах по проекту архитектора Карла Андерсона была построена новая каменная церковь с романским порталом и традиционным окном-розой (Малая Конюшенная, дом №1). При церкви существовали приходская школа, приюты для мальчиков и девочек, богадельня, благотворительные учреждения.
 
В 1904-1905 годах рядом с церковью был построен шестиэтажный доходный дом (Малая Конюшенная, дом №3) с концертным залом для прихожан Шведской церкви (Екатерининский концертный зал во флигеле под литером В). Проект разработал знаменитый архитектор Иоганн Фридрих Лидваль, ведущий мастер стилей «северный модерн» и «неоклассицизм», автор многих комфортабельных многоквартирных домов и общественных зданий.
 
Екатерининский концертный зал в начале XX века использовали для организации выставок, концертов, публичных лекций, литературных вечеров. Здесь читал свои стихи Владимир Маяковский, пели Фёдор Шаляпин и Анастасия Вяльцева, можно было увидеть экспозиции художественного объединения «Мир искусства».
 
Великий русский художник Михаил Васильевич Нестеров в своей книге «Давние дни» писал: «Помещение для выставки было снято мною еще в конце 1906 года. Это был известный тогда Екатерининский концертный зал во дворе Шведской церкви, что на Малой Конюшенной. Зал был новый, с хорошим светом и акустикой, белый и нарядный». На экспозиции, где впервые была выставлена картина художника «Святая Русь», побывали Архип Иванович Куинджи, Василий Васильевич Розанов, Михаил Дмитриевич Скобелев, Константин Рерих, Сергей Дягилев, Сергей Маковский.
 
После Октябрьской революции Малая Конюшенная улица была переименована в улицу Софьи Перовской. После "перестройки" улице вернули историческое название и сделали пешеходной зоной. Сейчас это одно из самых модных мест прогулок жителей Санкт-Петербурга и приезжающих в город туристов.
 
Сохранившийся до наших дней, кирпичный дом 1-3 на Малой Конюшенной – объект культурного наследия федерального значения («Шведская евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины (с церковными домами) и Флигель с Екатерининским концертным залом».
С 1947 года во флигеле под литером В располагался Дом культуры трудовых резервов, переименованный в 1959 году в Дом культуры учащихся профтехобразования. В 1993 году он стал называться Дворцом культуры молодежи, с 2004 года – Дворцом учащейся молодежи Санкт-Петербурга.
Концертный зал, малые гостиные, рисунок чугунных лестниц, сохранившийся до наших дней, несут в себе неповторимый дух Петербурга.
Сегодня в этом здании располагаются администрация учреждения, отдел социально-культурной работы, методический отдел, планово-экономический отдел, отдел информационных технологий, библиотека. Здесь же проходят занятия образцового детского коллектива студии пантомимы и пластики «Ателье».
В концертном зале проводятся все культурно-массовые мероприятия Дворца.
 
 
 
 

По материалам книги

Аксельрод В.И., Манькова А.А.

Конюшенная площадь и Малая Конюшенная улица.

– М.: Издательство Центрполиграф, 2011.