Акция "О героях былых времен" - Санкт-Петербургское движение добровольцев «Наше будущее в наших руках»

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, в рамках работы Санкт-Петербургского движения добровольцев «Наше будущее в наших руках», в преддверии Дня Победы организовал проект "О героях былых времен" в он-лайн формате!

Проект поддерживает Лена Статкевич, участник добровольческого движения «Наше будущее в наших руках».

 

 

Мой дедушка Статкевич Франц Мартынович родился в 1897 году. С 1930 года был членом Коммунистической Партии. Райкомом партии он был оставлен для организации партизанского движения на Гомельщине. С приходом немцев он ушел в лес, для того чтобы собрать вокруг себя людей, будущих членов партизанского отряда. Первоначально дедушке удалось собрать небольшую группу партизан, эта группа постоянно пополнялась новыми членами и в итоге был организован партизанский отряд имени К.Е. Ворошилова. Удостоверение партизана и награды дедушки моя семья хранит до сих пор. Моя семья гордится дедушкой, мы чтим память о нем и благодарны всем ветеранам за мирное небо над головой, за великую ПОБЕДУ во Второй Мировой Войне!

 

Хочется дополнить свой рассказ воспоминаниями моей мамы – Статкевич Любовь Францевны -дочери Статкевича Франца Мартыновича. В то труднейшее время для нашей страны моя мама была ребенком. Дети войны...Участия в Великой Отечественной войне они не принимали будучи детьми, но несмотря на юный возраст, ощутили все тягости войны на себе.

 

«Я, Статкевич Любовь Францевна, родилась в феврале 1941 года в городе Речица Гомельской области ( Беларусь).

В середине июня 1941 года моя мама с моим старшим братом семи лет, средним четырех лет и мною от роду четырех месяцев уехала в гости к сестре на Украину в Полтавскую область село Лепляво. Через несколько дней началась война, немцы бомбили Киев и вернуться обратно мы уже не могли: надо было на пароходе плыть по Днепру, который был постоянно под обстрелом, до Киева, потом с пересадкой до города Речица. И всю войну нам пришлось жить у тети в Лепляво. Жители села нас не выдали немцам, это спасло нам жизнь. Это село известно читателям. В 1941 году при переходе с группой при переходе через железную дорогу в перестрелке с полицаями погиб детский писатель Аркадий Гайдар, автор «Тимур и его команда», «Чук и Гек» и др. Жители села похоронили его на месте гибели у железной дороги, а после войны власти перезахоронили тело писателя на другой стороне Днепра в городе Каневе, где находится его музей.

Оккупировали фашисты и Белоруссию, которая очень пострадала в войне и была почти вся разрушена, погибла почти1/3 населения.

На захваченных территориях фашисты устанавливали свои порядки. Им помогали полицаи. Они выдавали и арестовывали коммунистов, евреев, членов их семей, не щадя детей, вывозили всех в лес и расстреливали. Если бы мы не уехали на Украину, то были бы расстреляны тоже. Наши соседи рассказывали, что немцы приходили и в наш дом с арестом, но уже никого из нас там не было.

В 1945 году отец забрал нас и перевез в родной город Речица Гомельской области. Послевоенный период я хорошо помню.

В городе было очень мало неразрушенных построек. Жители испытывали огромные трудности. Не было теплой одежды и обуви, было скудное питание, но люди находили выход из создавшегося положения и утеплялись, как только могли: шили ватники, бурки. Для пошива ватников делались заготовки: между двух слоев прочной ткани прокладывали серую вату и на расстоянии 5-6 см прокладывали машинные строчки, потом кроили и шили ватники. Получалось что-то вроде курток. Из таких же заготовок шили зимнюю обувь- бурки, на них надевали бахилы, изготовленные из резины. Потом появились резиновые галоши. Такие же лишения испытывали и жители Украины. Очень обидно, что по прошествии стольких лет, появились на Украине националисты и ВАТНИКАМИ стали обзывать население Донбасса, тех людей, которые не принимали Майдан, тех кто был сожжен в Одессе.

Летом в основном мы ходили босыми, в другое время года ходили в чем придется. В послевоенное время тканей никаких не было, шить одежду было практически не из чего, ценился каждый лоскуток, с посудой было то же самое. У нас на всю семью была одна большая миска, из которой кушала вся семья деревянными ложками, как в Древней Руси. Игрушек тоже не было. Мы их делали из травы, лоскутков ткани, кукурузы. Мы чаще всего играли в войну, независимо от национальности, мы все себя считали русскими. Из дощечек вырезали автоматы и гранаты. Было в игре две стороны-русские и немцы. Всегда у нас побеждали русские! Играли и в другие детские игры: прятки, лапту, цурки-палки, ходили на самодельных ходулях, зимой катались на коньках, коньки назывались «снегири» и «ласточки». «Ласточки» были похожи на хоккейные коньки, а «снегири» походили внешним видом на фигурные коньки. Коньки прикручивали палочками к буркам. И так катались. Самой распространенной и любимой игрой у мальчиков был футбол.

Чтобы люди могли хоть как-то прокормить свои семьи, выделялись за городом земельные участки для посадки картофеля и других сельскохозяйственных культур. У кого были возможности и условия для содержания скота заводили коров, свиней, кур. Хлеб получали по карточкам. Утром возле магазина занимали очередь. На семью из пяти человек полагалась буханка черного ржаного хлеба. Буханки были большие, хлеб был вкусный. Мы с братьями спорили кому достанется корочка. Отец разрезал буханку на пять равных частей. Мама говорила: «Неужели мы когда-нибудь попробуем белую булку?» Отец говорил, что придет еще время и ты не захочешь их есть.

В школу мы ходили кто в чем мог. Для тетрадей и книг шили холщовые мешочки, писали деревянными перьевыми ручками, с собой в маленьком мешочке носили стеклянную чернильницу с чернилами. Цветные карандаши были редкостью, в наборе по шесть штук. Дети, у которых во время войны погиб отец или мать, или оба родителя, находились на обеспечении школы. Им выдавали все необходимое для учебы, одевали, обували и обеспечивали питанием. Остальные дети с собой из дома брали кто что мог: хлеб, картошку, яблоко, драники. Мальчиков сирот определяли в Нахимовское, Суворовские военные училища. Детей, у которых не было никого из родных и родственников, которые могли позаботиться о них, определяли в детские дома. Беспризорных детей не было. Были организованы ФЗУ (фабрично-заводские училища), в них получали рабочую профессию. Обучение длилось один год и было на полном государственном обеспечении. Форма была черная или темно-синяя. Родители с удовольствием отдавали туда обучаться своих детей, потому что не все могли дома их прокормить.

В школах регулярно проводились медосмотры, проверяли головы на наличие насекомых, давали таблетки от гельминтов. Было только хозяйственное мыло, которое выдавалось большим куском. Белье вываривали с золой вместо мыла.

В классах были дети переростки, те кто из- за войны не учились ранее. В школах были всевозможные секции, кружки и все для детей было бесплатным. Все, кто мог по состоянию здоровья заниматься спортом, сдавали нормы ГТО. Между учащимися школ проводились соревнования по различным видам спорта и городские олимпиады по предметам. Мы очень много читали, на переменах и после уроков в школьной библиотеке всегда были ученики. Все дети были пионерами, потом комсомольцами. Как показало время – пионерское и комсомольское движение оправдало себя. На классных собраниях мы сами решали проблемы одноклассников, связанные с успеваемостью и поведением. В то время самым уважаемым человеком был учитель. Нас хорошо учили и заботились о воспитании. Нам были предоставлены школы, стадионы, спортплощадки, всевозможные секции, кружки. Обучение в институтах и техникумах было бесплатным. После окончания учебных заведений предоставляли работу. Молодым специалистам в течении непродолжительного времени выделяли жилье. Детям нужно было только учиться и трудиться.

Постепенно в школах организовали питание. Сначала появился буфет, в котором продавали жареные пирожки с повидлом по 4 копейки и чай. За ними всегда были очереди, потому что пирожки были большие и в них было много повидла. Было очень вкусно! Со временем ввели обеды.

Кинотеатры были разрушены, в уцелевшем кинотеатре разместили пленных немцев. Территория была обнесена колючей проволокой. Немцы были в военной немецкой форме без знаков различия. Каждый день под конвоем их выводили на работы. Продолжительность рабочего дня была такая же, как у местного населения. Потом их отправили в Германию.

В теплое время года мы могли смотреть фильмы. Для этого вечером на глухой стороне двухэтажного дома вешали белые экраны, как в кинотеатре и демонстрировали фильмы: «Чапаев», «Зоя Космодемьянская», «Тимур и его команда», трофейные фильмы: «Девушка моей мечты», «Тарзан» и другие. Очень быстро кинотеатры восстановили. Билеты были по 10 и 20 копеек.

Постепенно жизнь налаживалась. Время было трудное, но мы были счастливы, что не было войны.

То время я вспоминаю с благодарностью по отношению к своим родителям и государству. О нас заботились, мы не были брошенными детьми, всегда присутствовала уверенность в завтрашнем дне.

Хотелось бы пожелать, чтобы в современных школах уделялось больше внимания патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В 1965 году меня направили на работу в Пермь. С тех пор я живу в России.»

 

В память о своем дедушке и ПОБЕДЕ нашего народа в ВОВ я написала стихотворение:

 

22.06.1941 - 1945.

 

Сколько в памяти могут храниться

Все события прожитых лет ?

Сколько скорби должно накопиться ,

Чтобы алым казался рассвет ?

Сколько слез материнских по склонам

В реки бурные сразу влилось ?

Сколько взглядов тяжелых , с укором

Смотрят ввысь и бросают всех в дрожь?

Сколько ? Сколько ? Вопрос без ответа.

Это страшное слово - война ...

Отгремело протяжное эхо ,

Отшумела больная весна .

Словно было все это когда - то ...

И осталось за гранью в дали .

Снова солнце клонится к закату

И курлычут с небес журавли .

Степь тиха , холодна и привольна .

Только изредка видно , как мать

Обнимает руками невольно

В бронзе памятник сына опять ...

Память ... Память ...

Не дай человеку в суете

Торопливых времен

Успокоить сознанье навеки ,

Позабыть колокольный трезвон !

Постарайся , чтоб помнили , знали

Этих чисел набат грозовой !

И медали солдат не лежали

Мертвым грузом на полке пустой !

 

( Лена Статкевич )

#ДоброДум #ПрофТех #ОГерояхбылыхвремен #Бессмертныйполкдома #мойполкдома #бессмертныйполк2020