Направленность практики на решение актуальных задач системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга

Направленность практики на решение актуальных задач системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга: создание условий для формирования творческих навыков и способностей, условий стимулирования творческой самореализации детей с особенностями развития как средства их реабилитации, социальной адаптации и интеграции в обществе.

  1. Инновационный характер практики/элементов практики (форма, новизна, нестандартность):
  • Фестиваль является комплексным подходом к вопросам социальной реабилитации средствами искусства. Участники Фестиваля непрерывно включены в творческий процесс, объединяющий в себе: конкурсные соревнования, культурную и образовательную программы.
  • Тема фестиваля ежегодно меняется в соответствии с приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации в области образования и культуры.
  • Важным условием для участия в Фестивале является исполнение коллективами обязательной песни, утвержденной оргкомитетом на основе рекомендаций членов жюри. Аудиозапись обязательной песни предоставляет оргкомитет, ограничивая конкурсантов в самостоятельном выборе аранжировки. Такое условие позволяет поставить участников в равные условия, сравнить четкость и правильность жестов, а также объединить всех участников в финале Гала-концерта общей песней.
  • Благодаря сетевому взаимодействию и социальному партнерству, оргкомитет ежегодно формирует культурную программу Фестиваля в соответствии с потребностями его участников и спецификой восприятия. Организуются показы драматических и кукольных спектаклей, созданных в жанре пантомимы, балетные постановки.
  • В рамках образовательной программы проводятся круглые столы и мастер-классы для педагогов, в ходе которых они имеют возможность обсудить, разобрать и проанализировать конкурсную программу своего коллектива. Спикерами круглых столов являются квалифицированные, дипломированные переводчики русского жестового языка, дефектологи и сурдопедагоги. Подобная образовательная программа направлена на изучение специфики лексики разговорного жестового языка и его образного воплощения,  формированию культуры жестового речи.
  • В 2019 году Фестиваль приглашает к участию коллективы из других стран. При этом конкурсные прослушивания проводятся на русском жестовом языке. Это дает участникам уникальный опыт общения со сверстниками из других государств, возможность межкультурного взаимодействия. Фестиваль становится площадкой для популяризации жестового русского языка и русской культуры, а также изучения особенностей жестовой речи в других странах.
  1. Содержание практики

I этап – информационный. Сроки реализации – май-декабрь. На данном этапе ведется подготовка и утверждение положения о проведении Открытого фестиваля жестового пения «Поющие руки» среди обучающихся образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей; составление и утверждение технического задания. Организационный комитет оказывает адресную поддержку образовательным учреждениям по вопросам участия в Фестивале; осуществляет мониторинг предложений по возможностям расселения иногородних участников; взаимодействует с социальными партнерами; формирует предложения по культурной и образовательной программам. В сроки реализации первого этапа включены задачи: размещение утвержденного положения о Фестивале на официальном сайте учреждения; анонсирование и продвижение Фестиваля в социальных сетях; информационная рассылка по уже имеющейся базе образовательных учреждений и поиск новых участников. В завершении этапа –  написание партитуры обязательной песни, запись и рассылка необходимых фонограмм.

II этап – подготовительный. Сроки реализации – январь-апрель. Организационный комитет формирует экспертное сообщество и состав жюри; ведется работа с непосредственными участниками Фестиваля (прием заявок, составление графиков прибытия/убытия и заселения участников, составление графиков репетиций и выступлений и т.д.); написание сценариев конкурсных дней; формирование необходимой документации (приказ, оценочные листы и т.д.) для реализации III этапа. В завершении этапа – встреча и размещение иногородних участников.

III этап – реализация. Фестиваль проводится ежегодно в апреле на базе Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. Участниками Фестиваля «Поющие руки» могут являться только индивидуальные исполнители и творческие коллективы специальных школ и школ-интернатов для слабослышащих и глухих детей, а также обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, имеющих отделения для инвалидов по слуху. В Фестивале принимают участие конкурсанты в возрасте от 7 лет до 21 года, соревнования проводятся в трех возрастных категориях: 7-11 лет; 12-16 лет; 17лет-21 год. Количество участников в конкурсной программе ограничено до 8 человек от учреждения.

Фестиваль проходит в течение 4 дней:

Первые два дня – это репетиции и конкурсные прослушивания по четырем номинациям: «Зримая песня»; «Сольная песня»; «Музыкальный дуэт»; «Вокальный ансамбль». Участники Фестиваля вправе самостоятельно выбрать, в какой из номинаций ими будет исполнена обязательная песня.

Жюри фестиваля оценивает конкурсантов по следующим критериям:

  • педагогическая целесообразность выбора репертуара и соответствие теме Фестиваля;
  • оригинальность замысла;
  • артистичность, элементы театрализации;
  • сценическая культура;
  • артикуляция, четкость;
  • правильность и «мелодичность» жестов.

В завершении второго дня Фестиваля проходит совещание членов жюри по итогам конкурсных соревнований, подсчет баллов и выявление победителей в каждой номинации и Фестивале в целом. Организационный комитет формирует наградные списки участников, готовит к печати дипломы и сертификаты. Режиссерско-постановочная группа формирует программу Гала-концерта.

Третий день – культурная и образовательная программы. Для участников из других городов оргкомитет Фестиваля формирует экскурсионную программу в музеи Санкт-Петербурга и пригородов. Каждый год экскурсионная программа меняется. Для педагогов, прибывших на Фестиваль, оргкомитет организует образовательную программу по вопросам социальной адаптации детей с нарушением слуха. Во время проведения мастер-классов и круглых столов, для участников творческих коллективов организуются показы драматических и кукольных спектаклей, созданных в жанре пантомимы, балетные постановки. Культурная и образовательная программа организуется на безвозмездной основе. В завершении дня, с участниками Фестиваля проводится сводная репетиция обязательной песни, финального номера Гала-концерта. К репетиции может быть привлечен хореограф-постановщик. В течение третьего дня организационный комитет готовит сценарий заключительного Гала-концерта, финансовую документацию.

Четвертый день – заключительный Гала-концерт и награждение участников. Отъезд иногородних участников Фестиваля.

  1. Условия реализации (нормативные, материально-технические, информационно-методические, финансовые, кадровые и иные ресурсы):

Нормативным документом, определяющим условия организации Фестиваля, является положение о проведении Открытого фестиваля жестового пения «Поющие руки»

среди обучающихся образовательных учреждений для глухих и слабослышащих детей.

Материально-технические ресурсы Фестиваля:

  • Концертный зал на 250 человек (4 дня)
  • Звуковое оборудование: портально-акустическая система (не менее 4 кВт), обязательное наличие 2-4 мониторов на сцене (4 дня)
  • Гримерные комнаты для выступающих (для 150 участников)
  • Питьевая вода для 150 участников (4 дня)
  • Кубки и призы, цветочная и сувенирная продукция
  • Автобусы для трансфера участников (4 дня)

Организационный комитет осуществляет адресную поддержку участникам Фестиваля по вопросам организации проекта.

                    Финансирование Фестиваля осуществляется за счет бюджетных средств Комитета по образованию. Расходы, связанные с проездом и проживанием участников Фестиваля и сопровождающих лиц, проводятся за счет местных органов управления образованием, отделений детского фонда, благотворительных организаций.

Для реализации проекта необходимы следующие специалисты:

  • Педагоги-организаторы, компетентные в организации культурно-досуговых программ и использовании современных средств и систем организации культурно-досугового процесса; компетентные в методах работы с детьми с ОВЗ; умеющие вести самостоятельный поиск информации и принимать решение в различных педагогических ситуациях.
  • Режиссерско-постановочная группа, в том числе режиссер-постановщик, хореограф, звукорежиссер, художник по свету, оператор, видеомонтажер, фотограф.
  • Квалифицированные сурдоперевочики, с опытом работы на массовых мероприятиях, экскурсиях.
  • Квалифицированные, дипломированные переводчики русского жестового языка, дефектологи и сурдопедагоги в составе экспертное сообщество и судейской коллегии.
  • Гиды-экскурсоводы (в зависимости от культурной программы).
  • Специалисты IT-технологий.
  • Специалисты пиар-службы.
  1. Актуальность результатов, достигаемых при использовании представляемой практики.

Практика показала, что участие детей в Фестивале создает чувство удовлетворенности и, более того, может быть действенным стимулом, побуждать как детей, так и педагогов к эффективной деятельности.

       В процессе подготовки к Фестивалю расширяется жестовый понятийный аппарат детей, развиваются навыки чтения с губ, дети осмысленно подходят к текстам песен. При этом им следует не просто передать смысл, но и прочувствовать музыкальное произведение, выразить его образно, эмоционально. Артикуляция, жест, движение по сцене, подбор костюмов, сама атмосфера праздника – все это способствует творческому раскрепощению личности, повышению самооценки участника. Некоторые из участников Фестиваля связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с жестовым пением.

  1. Результативность реализации практики (уровень, стабильность, подтверждение результатов):

Фестиваль жестового пения "Поющие руки" был задуман в 1996 года для учащихся школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей Санкт-Петербурга, а затем к нему присоединились образовательные учреждения Ленинградской области и Северо-Западного региона. С 2011 года в Фестивале стали принимать участие конкурсанты из других субъектов РФ. География Фестиваля с каждым годом расширяется, на сегодняшний день в нем приняли участие 26 городов России. Интерес к фестивалю растет, сотни участников приезжают в Санкт-Петербург, чтобы продемонстрировать свое мастерство, найти новых друзей и полюбоваться красотами Северной столицы. В 2019 году Фестиваль впервые приглашает к участию коллективы жестового пения из других стран. Фестиваль становится площадкой для популяризации жестового русского языка и русской культуры, а также изучения особенностей жестовой речи в других странах.

  1. Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования детей:

Опыт данного Фестиваля может быть использован в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и некоммерческих общественных организациях, работающих с детьми с нарушениями слуха. Реализация возможна при совокупности кадрового и материально-технического обеспечения (указанных в п.5)