13 ноября 2020 года в онлайн режиме на платформе Zoom была проведена Научно-практическая конференция «Народное творчество в образовании и воспитании современной молодежи»
13 ноября 2020 года в онлайн режиме на платформе Zoom была проведена Научно-практическая конференция «Народное творчество в образовании и воспитании современной молодежи».
Организаторами Конференции выступили Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по образованию совместно с Государственным учреждением образования «Минский городской институт развития образования» (Республика Беларусь).
Основная цель Конференции – обобщение результатов научных исследований и практической деятельности, инновационного опыта образовательных организаций в сфере сохранения и популяризации народного творчества и нематериального культурного наследия в системах основного, дополнительного образования детей и профессионального образования молодежи, как важного условия формирования духовно-нравственных ценностей нового поколения и сохранения исторической памяти.
В работе Конференции приняло участие 210 человек, в том числе из города Минска, города Могилева Республики Беларусь; из Республики Татарстан; Костромской области; города Гусь-Хрустальный Владимирской области; города Иркутска; города Твери; города Калуги; города Новосибирска; города Архангельска.
Среди них руководители и педагогические работники организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и профессиональных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, студенты, аспиранты, преподаватели профессиональных организаций высшего образования, представители учреждений культуры, науки.
В рамках конференции в онлайн режиме 13 ноября на платформе Zoom было проведено 3 секции:
- 1 секция «Воспитательный потенциал дополнительного образования в формировании духовно-нравственных ценностей детей и молодежи»;
- 2 секция «Молодежные проекты в сфере народного творчества и культуры в обучении и воспитании молодежи»;
- 3 секция «Музейная педагогика как средство сохранения культурного наследия».
Участники конференции обсуждали материалы представленные зарегистрированными участниками (тезисы докладов, презентации, видео), размещенные на сайте ГБНОУ ДУМ СПб.
Эксперты секций заранее ознакомились с представленными материалами и подготовили вопросы к докладчикам, а выступающие подготовили анонс, представленных материалов на сайте.
Подводя итоги работы конференции эксперты и модераторы секций высказали мнения:
1. Тема чрезвычайно актуальна в наше время.
2. Такие встречи важны для представления современного опыта и обсуждения его с экспертами и коллегами, в дистанционном формате.
3. При условии ограниченности контактов из-за эпидемиологической ситуации:
-необходимо особо учитывать дистанционный формат нынешних занятий по формированию духовно-нравственных ценностей детей и молодежи;
- необходимо включать в курсы повышения квалификации как учителей, так и педагогов дополнительного образования, обучение элементам дистанционного формата работы;
- важно представлять современный опыт учреждений дополнительного образования в формировании духовно-нравственных ценностей детей и молодежи, в том числе и в дистанционном формате работы;
- важно включать в программы дополнительного образования современные подходы, приемы и средства в представлении детям и молодежи национального фольклора, народных традиций, исторического опыта и т.д.;
4. В процессе формирования нравственных ориентиров ведущую роль играет личность педагога (профессионализм, харизма, убежденность в идеалах, которые транслирует детям).
5. Преемственность национальных ценностей наиболее эффективно обеспечивается ПРОЖИВАНИЕМ (субъектным опытом) ребенком совместно со взрослыми событий, наполненных смыслом. Со-бытиЁ. Сопричастность и эмоциональный отклик позволяют принять ценности и знания.
Наиболее эффективны в этом процессе средства художественной направленности: литературные и театральные- сохранение национального языка как основы культуры и национальной идентичности;
музыкальные - народные мотивы, русские песни;
хореография - национальный язык танца.
Все это воссоединяется в фольклоре (смыслы, ценности, художественные средства...). И именно национальный фольклор, приобщение к нему, позволит изменить мироощущение детей (почувствовать сопричастность истории и традициям народа (территории).
6. В контексте новой Концепции дополнительного образования важно интегрировать в дополнительные программы фольклорные элементы, социокультурный потенциал территории.
7. Необходимо разработать эффективные форматы и приемы воспитательного воздействия в дистанционном формате.
На сайте ГБНОУ ДУМ СПб были представлены мастер-классы организаторов и участников конференции:
Мастер-класс педагогов Школы вокального искусства Ирины Богачевой
Мастер-класс ГБУДО ДДЮ Приморского района
Мастер-класс Звездный колледж
Мастер-класс ГБУДО ДЮТЦ Васильевский остров
Была представлена «Палитра творчества» участников конференции:
СПб ГБПОУ «Колледж «Звёздный»;
Хоровая студия на Фонтанке ГБНОУ ДУМ СПб;
ГБПОУ «ПК № 4 СПб»;
Гала-концерт IV Открытого регионального конкурса вокального искусства Школы вокального искусства Ирины Богачевой;
Выставка работ городского конкурса декоративно-прикладного творчества «Мозаика ремесел».