Итоги Международной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность учреждений дополнительного образования детей и учащейся молодежи как условие становления гражданского общества»

23 – 24 апреля 2015 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Социально-культурная деятельность учреждений дополнительного образования детей и учащейся молодежи как условие становления гражданского общества».

 

 

 

 

 

Организаторами конференции выступили Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, Главное управление идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилёвского облисполкома (Республика Беларусь), Санкт-Петербургский государственный институт культуры, при поддержке Комитета по образованию.

 

 

 

 

 

 

 

В работе конференции приняли участие более трехсот человек из четырёх стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Панама) и 23 регионов Российской Федерации: руководители образовательных организаций и учебных заведений, преподаватели и научные сотрудники учреждений высшего профессионального образования, педагоги дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

            23 апреля в 11.00 в концертном зале Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга состоялось открытие конференции и пленарное заседание.

 

 

С приветственным словом к участникам конференции обратились главный специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Ирина Анатольевна Евланова; директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Народный артист РФ Николай Витальевич Буров; ректор Санкт-Петербургского государственного института культуры, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук, профессор Александр Сергеевич Тургаев; директор Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Еселева Любовь Александровна.

 

На Пленарном заседании выступили:

- Ариарский Марк Ариевич, профессор кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры, член-корреспондент РАО, доктор культурологии;

- Еселева Любовь Александровна, директор Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук;

- Тихомирова Евгения Ивановна, заведующая лабораторией «Субъектная самореализация и инновационные технологии» Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доктор педагогических наук, профессор (г.Самара);

- Смирнов Юрий Павлович, заместитель директора по творческой и концертной деятельности Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, профессор кафедры народных инструментов Санкт-Петербургского государственного института культуры, Почетный председатель Российского творческого Союза работников культуры, Народный артист РФ;

- Хмельков Олег Федорович, директор Могилёвского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы, председатель Республиканского Совета директоров центров народного творчества, член Республиканского Совета по делам культуры и искусств при Совете Министров Республики Беларусь;

- Кенжебалина Гульмира Негматовна, заместитель директора научно-исследовательского центра «Молодежь», кандидат филологических наук, г. Астана, Республика Казахстан;

- Еременко Владимир Иванович, декан факультета социально-культурных технологий Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат философских наук, профессор;

- Сафина Елена Юрьевна, начальник отдела проектов и молодёжных социальных инициатив Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

 

 

   

   

 

 

 

 

 

 

Завершилось Пленарное заседание Гимном учащейся молодежи Санкт-Петербурга в исполнении вокальной студии «Арт-колледж» Дворца учащейся молодежи.

 

 

 

 

24 апреля в 10.00 участники конференции продолжили работу на четырёх секционных заседаниях, проходивших на базе Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного института культуры.

 

            На секции «Актуальные вопросы управления развитием дополнительного образования детей и учащейся молодёжи» руководители образовательных организаций обсуждали управленческие аспекты социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования детей и учащейся молодежи, современные проблемы развития учреждений дополнительного образования и пути их решения на примере учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, Тольятти и Твери. На секции рассматривались вопросы влияния социально-культурной деятельности на развитие образовательного учреждения, возможности самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования общеобразовательной школы, гражданско-патриотического воспитания молодежи (на примере взаимодействия Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга с социальными партнерами). Важным аспектом обсуждения стал диагностический инструментарий выявления эффективности управления и функционирования учреждений дополнительного образования (инновационная комплексная технология игрового тестирования воспитанников и исследования удовлетворенности педагогической деятельности педагогов дополнительного образования). Участниками секции были отмечены: высокий уровень подготовки и выступлений докладчиков, перспективность предложенных эффективных путей решения управленческих задач в системе дополнительного образования, важность социального партнерства в их решении, установлены контакты и намечены дальнейшие планы взаимодействия.

 

            Проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения, формирования личности ребенка были в центре внимания участников секции «Воспитательный потенциал творческих объединений учреждений дополнительного образования детей и учащейся молодежи: современные тенденции и перспективы». Руководители творческих объединений учреждений дополнительного образования обсудили актуальные формы и методы стимулирования творческой активности детей и педагогов в дополнительном образовании.

 

             На секции «Поддержка и развитие социальных инициатив как технология формирования гражданской активности и социальной ответственности молодежи» был представлен опыт организации добровольческого движения. В частности, интерес вызвали доклады «Добровольцы в социальных сетях» и «Формы взаимодействия музея с добровольческими организациями». Руководители добровольческих команд, педагоги дополнительного образования поделились опытом проведения волонтерских акций.

 

             В секционном обсуждении «Проблемы формирования и совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов дополнительного образования» приняли участие сотрудники высшей школы, специалисты сферы дополнительного образования, общеобразовательной школы, среднего профессионального образования из Санкт-Петербурга, Самары, Могилёва (Республика Беларусь), Великих Лук, Магнитогорска. На секции активно обсуждалось проблемное поле реализации компетентностного подхода в подготовке и повышении квалификации педагогов дополнительного образования. Был представлен опыт реализации системного подхода в работе методического сопровождения педагогов дополнительного образования и зарубежный опыт работы организаторов свободного времени. Обсуждения проходили очень активно, профессионально, что свидетельствует о личностной значимости рассматриваемых вопросов для всех участников секции.

 

      

 

 

В 15.00 в концертном зале Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга состоялось подведение итогов работы конференции. Краткие отчеты о проделанной работе представили руководители секций. Любовь Александровна Еселева, директор Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, поблагодарила всех докладчиков и гостей за участие в конференции и подчеркнула важность и необходимость проведения подобных мероприятий. От представителей регионов в адрес организаторов конференции прозвучали слова благодарности за возможность обсуждения актуальных проблем дополнительного образования детей и учащейся молодежи и знакомство с передовым педагогическим опытом.

 

Завершилось подведение итогов концертом творческих коллективов Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга. За время проведения конференции было заслушано 57 докладов. Всем участникам конференции были вручены дипломы и сертификаты. По итогам конференции издан сборник научных статей.