Международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодёжи» 2016

    21 и 22 апреля 2016 года в Санкт-Петербурге прошла Международная научно-практическая конференция, целью которой явилось обобщение и распространение результатов научных исследований, инновационного опыта социального партнерства как механизма интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодежи.

    Конференция проводится уже четвертый год благодаря поддержке Комитета по образованию Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования для детей и взрослых Дворцом учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и совместному сотрудничеству с Федеральным государственным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», Главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Республики Беларусь.

    В течение двух дней 385 представители организаций дополнительного образования, учреждений культуры, науки, спорта, профессиональных образовательных организаций и профессиональных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования, студенты, аспиранты, преподаватели профессиональных организаций высшего образования из Санкт-Петербурга, 21 региона России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Татарстан обобщили и представили опыт проектирования и реализации инновационных моделей социального партнерства в интеллектуальном и культурном развитии детей и учащейся молодежи.

    Научно-практическая конференция стала универсальной площадкой для обсуждения актуальных вопросов просвещения и воспитания, для диалога и обмена опытом, укрепления межрегионального и международного сотрудничества.

    На пленарном заседании с приветственным словом выступили: Светлана Евгеньевна Кузнецова, начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию; Аркадий Юрьевич Русаков, проректор по научной работе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»; Ирина Михайловна Кускова, заместитель начальника  управления образования Могилёвского областного исполнительного комитета Республики Беларусь; Любовь Александровна Еселева, директор Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга.

    Любовь Александровна Еселева, директор Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, поделилась опытом создания структуры социального партнерства Дворца, которая выстраивалась и эффективно работает в течение многих лет. На данный момент Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга успешно сотрудничает более чем с тридцатью социальными партнерами, среди которых учреждения высшего образования Санкт-Петербурга, представители бизнес-структур и общественных организаций города. В своем выступлении Любовь Александровна обратила внимание присутствующих на действующий указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в котором говорится, что политика в области детства должна опираться на технологию социального партнерства, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

    Ирина Михайловна Кускова, заместитель начальника управления образования Могилёвского областного исполнительного комитета Республики Беларусь, в своем выступлении рассказала о системе воспитания подрастающего поколения в Могилёвской области и городе Могилеве.

    Владимир Иванович Еременко, декан факультета социально-культурных технологий ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», ознакомил присутствующих с механизмами системы государственно-частного партнерства как направления современной политики в сфере культуры.

    Оксана Владимировна Толкачёва, проректор по научно-методической работе ГУО «Минский городской институт развития образования» Республики Беларусь, поделилась опытом внедрения сетевого взаимодействия и социального партнерства в системе образования города Минска.

    О роли и важности педагогического этикета и протокола образовательной организации в современном социальном партнерстве в своем выступлении говорил Александр Иванович Букреев, проректор ГАОУ дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», член Правления Санкт-Петербургской ассоциации специалистов по протоколу.

    Наталия Евгеньевна Смирнова, начальник отдела конкурсов профессионального мастерства ГБУДО Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, руководитель Регионального координационного центра WorldSkills Russia в Санкт-Петербурге в своем выступлении остановилась на модели организации взаимодействия регионального координационного центра WorldSkills Russia, действующего на базе Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга, со специализированными центрами компетенций в развитии системы профессиональной ориентации молодёжи.

    Секционные заседания Конференции прошли 22 апреля на площадках учреждений и организаций Санкт-Петербурга, которые являются социальными партнерами Дворца.

    В ходе работы секции «Управленческие аспекты проектирования и реализации социального партнерства в системе дополнительного образования детей и молодежи» обсуждались современные подходы к проектированию социального партнерства в системе дополнительного образования детей и молодежи. Секция проводилась во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

    Участниками секции стали руководители образовательных организаций, представители научных и социально-культурных учреждений, государственных и муниципальных органов власти. Они познакомились с опытом построения и реализации социального партнерства в регионах России и странах ближнего зарубежья, обсудили вопросы социального партнерства в сфере подготовки кадров и развития методических служб, рассмотрели современные проблемы учреждений дополнительного образования и пути их решения на примере учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Вологодской областей, а также г. Минск и г. Могилев (Республика Беларусь).

    На заседании докладчики отметили важность социального партнерства в решении управленческих задач в системе дополнительного образования.

    Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко, расположенный на территории Петропавловской крепости, принял в своих стенах участников секции «Модели организации социального партнерства для развития научно-технического творчества, туризма и спорта в дополнительном образовании детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы».

    Опытом организации социального партнерства в своих выступлениях поделились представители учреждений дополнительного, основного и профессионального образования из Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Магнитогорска. Участники секционного заседания пришли к мнению, что определение образовательным учреждением своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно рассматривать как важный ресурс развития образовательного учреждения. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

    В ходе секционного заседания слушатели задавали выступающим вопросы, благодаря чему получился интересный живой диалог, результатом которого стали взаимные договоренности о будущем сотрудничестве между представителями детского подросткового клуба «Буревестник», общественной организации «Клуб кавалеров Ордена Александра Невского» и Центром детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга.

    Заседание секции «Социально-культурное взаимодействие учреждений культуры и образования. Музейная педагогика»  прошло в Государственном музее истории религии, который является социальным партнером Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

    Участникам секции был представлен опыт реализации первого совместного проекта Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и Государственного музея истории религии с учреждениями культуры в рамках программы «Светлый мир» для слабовидящих воспитанников школ-интернатов Санкт-Петербурга, которая успешно реализуется с 2011 года.

    В ходе заседания слушатели познакомились с опытом социального партнёрства с учреждениями культуры и образования Санкт-Петербурга, Ленинградским зоопарком, цирком в Автово, музеями города, были представлены интересные разработки в области формирования интереса детей и подростков к самопознанию в музейной культуре. Кроме того, присутствующие обменялись мнениями по вопросу подготовки музейного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В завершении работы секции участники пришли к единому мнению о вопросе использования совместных программ в образовательной деятельности, ориентированных на актуальные для детей и молодёжи направления: квесты, фотокроссы, конкурсы фотографий.

    Инновационные технологии партнерства в социально-культурной сфере были предметом обсуждения участников секции, которая прошла в стенах Санкт-Петербургского государственного института культуры.

    В работе секции приняли участие представители Твери, Челябинска, Санкт-Петербурга, Республики Беларусь.

    Наибольший резонанс среди слушателей вызвали проекты социального партнёрства учреждений дополнительного образования в реализации программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, инновационные технологии социального партнёрства Республики Беларусь, а также организация социального партнерства во Дворце учащейся молодёжи Санкт-Петербурга.

    Участники секции представили разнообразный опыт по организации социального партнерства в учреждениях образования и пришли к выводу, что в контексте внедрения и реализации профессионального стандарта целесообразно выделить профессионально-личностное развитие педагога дополнительного образования.

    О различных аспектах социального партнерства как механизма для развития добровольческого движения среди детей и молодежи говорили участники секции во Дворце учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

    На заседании присутствовали представители Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Алтайского края, Республики Крым, Республики Казахстан. Выступающие говорили о ценностях добровольческого движения, об укреплении связей и обмене опытом на межрегиональном уровне, представили слушателям свое видение социального партнёрства, организованного на принципах равенства, добровольности и равноценности всех участников совместной деятельности.

    В завершение работы секции Анастасией Роговенко, обучающейся творческого объединения «Я – лидер» Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга, был проведен мастер-класс «Рисуем Россию».

    Секция «Роль социального партнерства и взаимодействия со специализированными Центрами компетенций WorldSkills Russia  в организации профориентационной работы с детьми и молодежью» работала на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, который является не просто партнером Дворца учащейся молодежи, но и специализированным центром компетенций движения WorldSkills Russia.

    В ходе докладов участников заседания был продемонстрирован реальный опыт и результаты реализации социального партнерства в осуществлении профориентации детей и молодежи, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также слушатели наметили  перспективы развития социального партнерства в дополнительном образовании детей и учащейся молодежи, отметили профориентационную роль движения WorldSkills Russia и значимость организации Специализированных центров компетенций на базе образовательных учреждений города как эффективной формы социального партнерства в движении  WorldSkills Russia.

    Все материалы со статьями участников конференции будут изданы в специальном выпуске журнала «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования».

    Результатом работы Конференции стало: подписание партнерского договора о сотрудничестве между Дворцом учащейся молодёжи Санкт-Петербурга и ГУО «Минский городской институт развития образования» (Минск, Республика Беларусь), соглашение с представителями Крымского природного заповедника (Республика Крым, г. Алушта), ГУДО «Областной центр творчества» (г. Могилев, Республика Беларусь) о заключении договоров о сотрудничестве в ближайшее время. Также был продлен на три года договор о творческом партнерстве между Дворцом учащейся молодежи Санкт-Петербурга и Дворцом детского юношеского творчества города Севастополя.

    В рамках Конференции 22 апреля прошла городская добровольческая акция «Раскрась свой мир», посвященная Международному Дню Земли.

    Акцию, в которой приняли участие около 300 молодых петербуржцев, подготовили волонтёрские команды Санкт-Петербургского добровольческого движения «Наше будущее в наших руках». Акция была посвящена здоровому образу жизни, профилактике наркомании и объединила неравнодушных и инициативных ребят, которые своим примером вдохновляют ровесников и младших товарищей на то, чтобы каждый день делать мир вокруг себя немного лучше.

    На Малой Конюшенной улице, которая на время акции стала ее площадкой, свои творческие выступления показали вокальные и хореографические коллективы Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга и добровольческие команды города. Жители и гости Северной Столицы не просто увидели творческие номера ребят, но и смогли стать участниками интерактивных площадок, посвященных здоровому образу жизни и охране окружающей среды. Мероприятие завершилось награждением победителей конкурса граффити «Земля ‒ планета добровольчества».

    Благодаря сотрудничеству Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга с социальными партнерами иногородние участники Конференции посетили Мариинский театр, Исаакиевский собор, побывали на обзорной экскурсии по городу «Мифы и легенды Санкт-Петербурга».

    Творческим подарком всем участникам Конференции стал концерт классической музыки в исполнении Государственного симфонического оркестра «Классика» под управлением Заслуженного артиста РФ Канторова Александра Яковлевича.